Выбор проектора. Как не ошибиться и не переплатить

Выбор проектора всегда немного сложнее привычного телевизора, ведь надо учитывать не только источник изображения, но и условия просмотра, свойства и размер экрана. Мы готовы вам помочь сделать правильный выбор, если эти сложности вас отпугивают. Надо лишь ответить на 5 вопросов.

1. Условия просмотра

Под условиями просмотра, в первую очередь, мы понимаем условия затемнения вашего помещения во время просмотра. Правило простое – чем хуже затемнение и светлее комната, тем ярче должен быть ваш проектор. Это свойство помогает ему «бороться» с паразитной фоновой засветкой изображения. И ровно наоборот – если вы можете обеспечить качественное затемнение вашего помещения (не просто шторы блэкаут, но и достаточно темные стены/пол/потолок), тем менее яркий проектор допустимо использовать в вашем случае.

Вопрос покупки избыточно яркого проектора (на всякий случай), здесь не всегда оправдан. Согласно стандартам киноиндустрии (THX, SMPTE, Dolby..) изображение на проекционном экране должно обладать достаточной яркостью, но в расчетных пределах. В противном случае избыточная яркость изображения может привести к повышенной утомляемости зрителя и снижению общего контраста изображения.

2. Размер изображения

Безусловно каждый потенциальный покупатель проектора уже понимает на какой размер изображения он может рассчитывать в своей комнате – будь то домашний кинозал, гостиная, учебная аудитория или офис.  И размер изображения будет вторым важным параметром, определяющим необходимую яркость вашего проектора. Закон прост – чем больший размер экрана вы хотите себе позволить, тем ярче должен быть ваш проектор.

Итак, первое на что мы смотрим при выборе проектора, понимая условия просмотра и размер экрана – это его яркость. Для приведения яркости к единым величинам будем использовать единицу измерения освещенности в ANSI люменах (ANSI Lm). Именно её значения ищите в описаниях характеристик своего будущего аппарата.

Давайте определим, хотя бы примерно, границы необходимой яркости проектора для понятных всем условий использования.

Если брать в качестве экрана обычную белую поверхность, то немного грубо — можно предложить,  вот такой подход к определению целевой яркости проектора:

таблица подбора яркости проектора

Итак, после того, как вы сузили круг «подозреваемых», перейдем к следующему шагу.

3. Разрешение проектора.

Так как изображение, формируемое проектором, состоит из точек – т.н. пикселей, при слишком близком расположении зрителя или слишком большом размере экрана наш глаз будем способен различать отдельные пиксели, что не слишком приятно. Если в офисе для просмотра графиков и таблиц этим, в разумном количестве можно пренебречь, то при создании домашних кинотеатров необходимо наоборот стремиться к аналоговому «плёночному» изображению.

Казалось бы – покупаем проектор с разрешением 4K, и забываем про проблему. Всё верно, но зачастую бюджет ограничен, и в этих условиях необходимо понять допустимую и достаточную планку разрешения для конкретных условий просмотра.

И вот здесь вам будет необходимо знать расстояние просмотра от зрительского места до поверхности экрана. Диаграмма ниже поможет найти оптимальное разрешение проектора под ваши условия просмотра:

подбор оптимального разрешения проектора

Вместе с тем, обращайте внимание на соотношение сторон проектора (реальное разрешение его матриц). Если вы решаете обустроить домашний кинотеатр или медиакомнату, где большинство контента будет с привычным, как у телевизора, соотношением сторон 16:9, то среди проекторов вам могут попасться «офисники» с лишней высотой изображения 16:10 или даже старички 4:3. В этом случае вам придется созерцать большие и ненужные темносерые полосы сверху и снизу, либо выводить эти части изображения за пределы полезной площади экрана.

Для примера, ниже приведены все реальные разрешения проекторов, полностью совпадающие с соотношением сторон 16:9, пригодным для универсального контента – телевидение, кино и youtube:

При выборе проектора в офис или учебный класс можно выбирать его разрешение с любым другим соотношением сторон.

Итак, вы определились с доступным и достаточным для вас разрешением проектора, двигаемся дальше.

4. Оптические возможности проектора

Эта характеристика относиться к возможностям размещения аппарата, ведь они зачастую не идеальны.

Самые элементарные проекторы, при этом имеющие право на жизнь – одноматричные китайские LCD аппараты. Последние модели стоимостью в районе 14-20 т.р. неплохо подтянулись по качеству и технической начинке, но по-прежнему имеют простую оптику — небольшой блок линз с прямой проекцией.

lcd проектор

Такие проекторы требуют размещения практически напротив экрана, так как не имеют возможности оптического сдвига линз. Максимум чего можно добиться от некоторых моделей – небольшой коррекции трапециидальности изображения, что позволяет разместить проектор чуть выше или ниже оси экрана. Многие скажут – я видел, как китайский проектор позволяет очень сильно менять геометрию экрана на стене. Но это коррекция электронная, а не оптическая, и значит на оставшемся участке незадействованного изображением экрана будет видна темно серая фоновая подложка. Такое себе удовольствие.

Те же самые ограничения относятся и ныне модным ультра-короткофокусным проекторам, которые можно ставить практически вплотную к стене. У них фиксированный оптический блок, и любая коррекция изображения допустима только электронным образом. Такие аппараты требуют строго симметричного центрального, относительно экрана, расположения.

ультракороткофокусный проектор

Итак, если вы понимаете, что ваши условия просмотра и инсталляции проектора относительно экрана не позволят сделать это строго напротив – ищите проекторы с оптическим сдвигом линз, это сильно развяжет вам руки: будет возможность не только подвесить его под самый потолок или расположить на журнальном столике, но и отклонить влево/вправо относительно центральной оси экрана. При этом изображение будет иметь на экране правильную геометрию прямоугольника.

Если же у вас идеальные условия инсталляции, то вы имеете возможность сэкономить на проекторе с обычным оптическим блоком.

Ну что ж, друзья, круг сужается. Осталось поговорить о типах проекторов.

5. Технология формирования изображения

Самым простым с технической точки зрения является одноматричный LCD проектор. В нем источник света (галогеновая лампа или LED) бьёт на просвет сквозь небольшую полноцветную матрицу (как в телевизоре), и через систему линз выводит изображение на экран. Оттого, что в китайских проекторах матрицы достаточно большого размера 3-5”, то и межпиксельное расстояние достаточно велико. На большом изображении это проявляется в виде «москитной сетки». В этой связи брать китайский одноматричный проектор ниже чем FullHD разрешением не имеет смысла, там хотя бы размер пикселя маленький и незаметный. Достаточно трудно получить и глубокий уровень черного на одноматричных LCD проекторах, так как матрица работает «на просвет», а закрываться полностью LCD пиксели не умеют – часть света сквозь них проходит.

1LCD проектор принцип работы

Следующим эволюционным этапом развития этой технологии стало его совершенствование от компании Epson – технология использования трёх матриц 3LCD. Матрицы обрели меньший размер, большую плотность пикселей — уменьшенное межпиксельное расстояние, и более точное воспроизведение цветов, за счет их предварительного оптического разделения на красный, голубой и зеленый RGB. Каждая матрица воспроизводила только свой цвет, а потом снова оптически через призму собиралась перед выходом на объектив. В остальном же технология схожа – матрицы также работают «на просвет».

В этой связи, ранние модели 3LCD проекторов тоже не отличались высоким контрастом и глубиной черного. Поэтому крупные производители закупавшие матрицы для 3LCD проекторов у Epson стремились привнести дополнительные технологические новшества, начиная с автоматической диафрагмы, которая уменьшает поток света в темных сценах, заканчивая доработкой оптического блока и точной электронной обработкой сигнала. Наибольших успехов на этом поприще добились в своё время компании Sanyo, Panasonic и сама Epson. На сегодняшний день в этом лагере 3LCD аппаратов остался только производитель матриц. Начиная с домашней модели Epson EH-TW5600 они наконец смогли добиться уровня контраста и глубины черного сравнимого с моделями следующего сегмента.

принцип работы 3LCD проектора

В то время, когда лагерь 3LCD проекторов пытался доказать что может воспроизводить глубокий черный и делать незаметной межпиксельную решетку, проекторы по технологии DLP успели развернуть в свою сторону большое количество поклонников домашнего кино  — по причине отсутствия изначально в технологии этих «детских болезней LCD» и чуть более доступных по цене аппаратов. Свет от источника проходил не на просвет матрицы, а попадал на матрицу из микрозеркал, каждый пиксель которой в той или иной степени отражал свет в объектив, создавая оттенки серого. А если свет отражался в сторону от объектива, то глубина черного получалась гораздо лучше конкурентов.

Откуда же бралось цветное изображение? Вот тут и начинают проявляться недостатки одноматричной DLP технологии. Такие проекторы содержат полупрозрачное колесо, разбитое на сегменты разных цветов. Каждый кадр исходного видеосигнала разбивается на 3 цвета RGB, и поочередно подаётся на матрицу микрозеркал. В то время, как на ней формировалось изображение кадра, например, в синих оттенках, перед объективом проскакивал синий сегмент цветового колеса и на экране появлялся синий отпечаток будущего кадра. Затем формировался красный отпечаток кадра, и наконец зеленый. Так как происходит очень быстрая смена таких полукадров, то по причине инертности нашего мозга он не успевает анализировать этот поток кадров, и собирает их уже в полноцветное изображение.  Как вам такой обман зрения?

анимация работы dlp проектора

Проблема в том, что какой бы инертностью не обладал наш мозг, некоторый процент зрителей успевают замечать смену цветных кадров – возникает т.н. «эффект радуги», когда на контрастных сценах по светлым участкам изображения как бы пробегает «радужка», как некий дефект изображения. Немного исправили ситуацию с радужкой появление проекторов на цветных LED светодиодах, т.к. отпала необходимость в колесе. Но так как чередование цветных картинок никто не отменял, неприятный эффект по-прежнему проявляется.

И вот здесь встает главный вопрос – хотите ли вы испытывать судьбу в надежде не словить радужных зайчиков во время просмотра (или члены вашей семьи, друзья) ?   Или не готовы мириться с уровнем черного, который выдают 3LCD проекторы? К слову сказать, далеко не все DLP на самом деле могут похвастать идеальным черным.

У DLP проекторов есть еще одна проблема – оттого, что сквозь полупрозрачный диск отсекается некоторое полезное количество света, они заметно уступают 3LCD проекторам на цветовой яркости. То есть при сравнении «в лоб» при одинаковой заявленной яркости, картинка на DLP проекторе будет более блеклой.

Казалось бы, проблему может решить размещение в проекторе 3-х микрозеркальных матриц DLP – тут тебе и одновременное отображение всех цветов и глубокий черный. Все верно, но такие аппараты относятся к профессиональному сегменту, а потому имеют очень яркие лампы, устанавливаются в коммерческих кинотеатрах и стоят несколько миллионов.

Какой же выход?

Искать удачные модели прошлого среди 3LCD проекторов на рынке БУ техники (Авито, Юла..) если бюджет невелик (30-80 т.р.), либо брать удачные FullHD модели китайских одноматричных моделей, если бюджет совсем уж ограничен (14-20 т.р.)

В своих проектах «под ключ», мы стараемся избегать использования проекторов, построенных на технологии DLP, во избежание возможных неприятных впечатлений и повышенной утомляемости клиентов. 

Для тех, кого не пугает бюджет на проектор более 150 т.р. смело бегут за последними моделями 3LCD от Epson, которые сегодня не только подтянули уровень контраста до лучших DLP моделей, но и обзавелись 4K матрицами.

А вот если вы хотите чего то эксклюзивного и без «детских болезней» — вам в клуб любителей технологии LCoS (она же SXRD у SONY, и D-ILA у JVC). Правда входной билет сюда начинается с отметки 300 т.р. и переваливает порой за миллион рублей. Это всё та же 3LCD технология, но матрицы работают не на просвет, а на отражение, но зеркало расположено под матрицей. Таким образом свет вынужден проходить через LCD матрицу два раза, что позволяет лучше отсекать лишний свет, увеличивая контрастность и глубину черного. Такая технология вобрала в себя преимущества первой и второй из основных конкурентов на рынке и по праву считается лучшей.

Ну вот, пожалуй, и всё. Уверен вы смогли понять какой проектор вам искать. Ведь вы уже знаете основные требуемые параметры:

  • Яркость проектора под ваши условия просмотра
  • Требуемое для ваших условий разрешение проектора
  • Возможности установки проектора (необходимость сдвига линз)
  • Технологию формирования изображения

Вбиваете эти параметры в онлайн магазинах и сужаете круг до моделей, которые входят в ваш бюджет.

А среди выбранных моделей ищите ту, что с наилучшим контрастом.

Если будете искать среди БУ моделей, имейте ввиду – лучше всего сразу поменять лампу, причём на оригинальную – это обеспечит гарантированную совместимость, продолжительность работы и правильную цветовую гамму. Стоимость лампы вам обойдется в 6-18 т.р. (в зависимости от крутизны модели). Замена потребуется лишь через 3000-5000 тыс. часов, а это 5-7 лет постоянного домашнего использования в качестве телевизора. Так что ничего не бойтесь))

Прекрасно понимая свои условия просмотра и желаемые параметры проектора, предлагаем вам произвести оценку качества вашей будущей проекции или домашнего кинотеатра — на нашей странице по подбору проекционной краски.

 

  1. Когда вы убедились в том, что проектор с вашего предполагаемого места установки обеспечивает
    желаемый размер экрана, убедитесь в том, что проектор выдает яркость, достаточную для ваших условий
    просмотра. Для этого производителем должен быть заявлен параметр усредненной яркости ANSI lm.
    Обратите внимание, что многие китайские производители указывают пиковую яркость проектора, в
    несколько раз превышающую номинальную ANSI. Что может ввести вас в заблуждение. В общем случае, в
    хорошо затемненной комнате яркости около 1000 ANSI люмен хватает для получения достаточно яркого
    изображения диагональю 100” на белом экране (коэффициент отражения 1:1) в Стандартном режиме
    просмотра. Понимайте, что если вы решили брать менее яркий проектор, то вам придется уменьшать
    размер экрана и повышать качество затемнения помещения.
  2. Среди проекционных красок LeVanille есть серия Contrast, имеющая серые оттенки. Следует также
    понимать, что несмотря высокую технологичность состава краски, такое покрытие отнимает часть
    исходной яркости проектора, но при этом дарит дополнительный контраст изображению, усиливает глубину
    черного цвета. В этой связи вам необходимо иметь некоторый запас по яркости проектора или готовность
    уменьшить размер экрана. Ввод планируемых значений в предлагаемой таблице поможет вам подобрать
    необходимые параметры.

  1. Определитесь с местоположением вашего будущего экрана и проектора напротив. В идеале необходимо
    обеспечить полное и равномерное затемнение выбранной стены с экраном для получения максимально
    яркого и контрастного изображения.
  2. Несмотря на то, что многие модели проекторов допускают отклонение установки аппарата влево и вправо
    по горизонтали, мы бы не рекомендовали слишком отклоняться от центральной оси экрана. так как это
    ухудшает оптические свойства изображения (замыливание краев). При этом к сдвигу по вертикали
    (верх-низ) таких серьезных ограничений нет, а изображение легко корректируется настройками трапеции.
  3. После того как вы определитесь с местоположением проектора и приблизительным размером экрана –
    выбирайте модель проектора по своему бюджету. Так как в проекторах стоят различные объективы:
    короткофокусные, среднеформатные или длиннофокусные. Все они обеспечивают один и тот же размер
    изображения с различных расстояний. Таким образом вы можете решить свою проблему по
    месторасположению проектора с помощью подбора оптимальной модели. Так, короткофокусные
    (широкоугольные) объективы позволяют разместить проектор достаточно близко к экрану с сохранением
    большого размера изображения, а длиннофокусные (телеобъективы) могут обеспечить тот же размер с
    расстояния в 2-3 раза дальше от экрана, если того требуют условия. Большая часть проекторов
    относится к среднеформатным, с возможностью зуммирования изображения в пределах 1,5-2 кратности. В
    идеале необходимо найти проекционный калькулятор от производителя для выбранной модели и рассчитать
    – получаете ли вы желаемый размер изображения с места установки вашего проектора? В этом вам может
    помочь, например, следующий обобщенный калькулятор наиболее популярных моделей: